Фото: MIPIM Illinois*
Часто в своих статьях упоминаю профессиональное сообщество риэлторов г. Киева, которое работает по системе партнерских продаж недвижимости. Казалось бы, чем оно уникально или как отличается от других профессиональных объединений? Но отличия есть, или точенее сказать преимущества в работе именно с этими риэлторами для клиентов. Ведь среди киевских СПП-шников есть члены и АСНУ, и ССНУ, и других сообществ, но в вопросах предоставления услуг и работе с клиентами, больше руководствуются наработками, полученными в ПСР Киева.
Два года тому назад в 2014-м году, после четырех лет как собралась группа риэлторов с целью создания профессионального сообщества, были сформированы правила. Так называемый кодекс насчитывает почти полтора десятка пунктов, в отличие от «талмуда» наших американских друзей, где этих пунктов на несколько порядков больше. Но наши заокеанские друзья в этих вопросах «прокачиваются» более ста лет, и почти каждый год в кодексе НАР (NAR – Национальная Ассоциация риэлторов США) происходят добавления, уточнения. Поэтому, можно сказать, что наш киевских «пароход» только отправился в долгое плавание, взяв курс на формирование цивилизованных правил на территории Киева и Украины. С большой целью на создание общенациональной мультилистинговой системы (МЛС).
Круто? Да! Трудно? Да! Но мы в тельняшках:)
А все потому, что в рамках цивилизованных правилах работы риэлторов, все стороны сделки будут в «плюсе»:
• Собственники – продают свои объекты по максимально-рыночной цене в запланированные сроки
• Покупатели – покупают наилучшие объекты, среди аналогичных вариантов, по приемлемым условиям на момент поиска
• Риэлторы – закрывают вопросы своих клиентов, как собственников, так и покупателей, с получением достойного вознаграждения, положительными отзывами и рекомендациями, а также повторными обращениями клиента
Помимо преимущества для клиентов и риэлторов, они будут отражаться и для всего рынка недвижимости в целом с положительной стороны.
Этика должна быть в нашей профессии на очень высоком месте, что, к сожалению, на сегодня «кульгает» в целом, и порой приходиться оправдываться за всех взятых риэлторов разом, что ты не «такой». А правильная технология ускорит процесс формирования рынка, с оттачиванием навыков у специалистов, и созданием доверительного отношения к риэлторам у клиентов.
Ниже представлены правила, по которым мы работаем с коллегами и развиваемся, как раз в интересах клиентов и рынка в целом.
Свод основных правил работы риэлторов
Профессионального сообщества риэлторов (ПСР) г. Киева по Системе партнерских продаж (СПП) недвижимости
(Приняты 03.09.2014 г., с дополнениями от 04.08.15)
Членами СПП могут быть физические лица-предприниматели или риэлторы с письменного разрешения директора агентства недвижимости. Риэлторы, вступающие в члены СПП, подписываясь под настоящим документом, руководствуются золотым правилом, передаваемым многими столетиями: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», в своей деятельности следуют основным принципам удовлетворения запросов потребителей своих услуг: «С членами СПП собственник получит больше, чем без нас» и «С членами СПП покупатель имеет лучший выбор объектов по правильным ценам», соглашаются с Принципами партнерства при продаже и покупке недвижимости и принимают на себя обязательства следовать в своей деятельности таким Правилам:
1. Члены СПП подписывают со своими Клиентами договор по рекомендованному стандартному образцу. С собственниками недвижимости договор может быть только эксклюзивный и только платный. Такой договор должен предусматривать обязательное деление комиссией со встречным риэлтором. Конкретное распределение комиссии в разных случаях может быть рекомендовано местным сообществом.
2. При подписании договора Член СПП принимает на себя обязательства вступать со своими Клиентами в фидуциарные (доверительные) правоотношения и, тем самым, отстаивать и продвигать интересы своих Клиентов наилучшим образом, оставаясь честным в отношении всех сторон.
3. Член СПП может представлять интересы собственника и покупателя в одной и той же сделке только после уведомления обеих сторон и получения от них письменного согласия или подтверждения о получении информации.
4. Член СПП не имеет право предлагать клиенту риэлторскую услугу, если по этому объекту у клиента подписан эксклюзивный договор с другим членом СПП. Подписание эксклюзивного договора с собственником, находящимся в договорных отношениях по этому объекту с другим риэлтором, считается недопустимым.
5. Член СПП несет ответственность перед коллегами за своевременную подготовку пакета документов на продаваемый объект, необходимого для нотариального оформления перехода права собственности.
6. Член СПП обязуется надлежащим образом информировать партнеров по СПП о продаваемом объекте и условиях кооперации не позднее трех рабочих дней после подписания договора. Он также несет ответственность за передачу актуализированной информации об изменениях состояния объекта и условий его продажи.
7. Члены СПП договорились считать неэтичным участнику ПСР брать контакты у клиентов другого риэлтора (партнера) и вести переговоры с чужими клиентами без ведома и участия партнера. Если это произошло, участник ПСР обязуется надлежащим образом информировать партнера о возможных переговорах и предложениях, поступивших со стороны потенциального покупателя, привлеченного партнером, в течение 12 часов с момента получения информации такого рода.
8. В Системе Партнерских Продаж могут рекламировать и продвигать только те объекты, с собственниками которых подписан эксклюзивный договор. В объявлении не может быть указана цена, отличающаяся от согласованной с собственником. Член СПП должен избегать преувеличения, искажения или сокрытия фактов, имеющих отношение к недвижимости и сделке с ней.
9. Член СПП обязуется не рекламировать от своего имени объект, с собственником которого подписан договор другим Членом СПП, без письменного согласия последнего. Использование материалов, разработанных другими лицами, без соответствующего разрешения, запрещается.
10. Член СПП обязуется обеспечить своевременный доступ на объект своим коллегам по согласованию с собственником. В СПП предпочитается отсутствие собственника на объекте при показе коллегам и потенциальным покупателям.
11. Члены СПП перед первым просмотром обязаны уведомить друг друга о своем статусе и согласовать условия оплаты своих услуг. Без соблюдения этого условия сделка может не считаться партнерской, и вознаграждение партнеру может оплачиваться как только за контакт с потенциальным покупателем, что может составлять 10 % от полной стоимости риэлторской услуги или другую сумму на усмотрение члена СПП, представляющего интересы собственника.
12. Не допускается изменение обещанного вознаграждения и других расходов по сделке после того, как принято предложение о покупке/продаже (оферта), оформляемое предпочтительно в письменном виде.
13. Члены СПП не должны сознательно или по неосторожности делать несправедливые или вводящие в заблуждение заявления о других профессионалах в сфере недвижимости, их коммерческой деятельности или их деловой практике
14. Члены СПП в случае возникновения конфликта и невозможности решения его путем переговоров обязуются передавать спор в арбитражную комиссию, которая создается из членов местного сообщества. Комиссия действует на основании положений, утверждаемых членами местной СПП, с обязательной периодической ротацией ее членов в соответствии с графиком, утвержденным общем собранием сообщества.
Ну и в конце: «С вышеперечисленными правилами согласен. Подписываю и принимаю эти правила.»
Итог
Есть еще и 2-е правила для партнеров, основными отличиями, как для меня, является возможность работы для риэлторов не только по эксклюзивным (подписанным) правилам, а и по устным договоренностям. Но по этому вопросу нет желания отвлекаться.
Почему мало так работает, то есть по таким технологиям? Скорее всего, или страх других риэлторов перед не поднятием «тяжести» и ответственности при таком подходе в предоставлении услуг, или просто непонимание, или не желание пробовать что-то новое.
Чтобы познакомится «виртуально» с некоторыми из подписантов 1-х правил (СПП-шниками Киева), можно на странице моих коллег-партнеров →
По поводу названия статьи, надеюсь, понятно, что оно в полушуточном формате;)
* – риэлторы Иллинойса на своем 7-м, ежегодном собрании в 1923 году