Какой знак поставить между этими двумя словами? Знак равенства «=» или неравенства «≠», тире «–», точку «.», или же в конце поставить восклицательный знак «?», а возможно на сегодняшний день и троеточие «…».
Кто виноват в возникновении подобных формулировок? А был ли риэлтор? Если перефразировать вопрос из одного романа. И риэлтор ли вообще это был?
«Риэлторы цены повышают» – говорят покупатели и арендаторы.
«Риэлторы цены понижают» – говорят собственники.
Прямо вселенский заговор риэлторов какой-то получается, если узнаешь некоторые мнения. Между наковальней и молотом, всем не угодили.
Есть различные сайты, группы в социальных сетях и другие ресурсы, где размещается информация об объектах недвижимости с контактами собственника. Такие паблики имеют названия «Риэлторы зло», «Без маклера», «Продажа квартир без посредников» и т.д.
Для чего существуют эти ресурсы? Клиенты не хотят платить комиссию, обращаться за помощью к посредникам и поэтому всеми возможными путями ищут прямые контакты без посредника. Особенно, если комиссия не обоснована посредником, а так сказать навязана. То есть клиент по факту обращения «уже должен». За что? Не понятно.
Причина предоставления некачественных услуг в сделках с недвижимостью – исходит от непрофессионализма части занятых этим делом. Дешёвый вход в профессию полностью нивелирует опыт и навыки специалистов в целом.
Например, часто у некоторых ребят нет работы, вот, у них и возникают мысли – пойду, поработаю риэлтором. А клиенту почем знать, первый день он работает или несколько лет.
А иногда присутствует такое мнение: «они там лопатой деньги гребут не за что, и чем я хуже?». Кстати, кто так думает – возьмите лопату, и давай, вместе, в два раза больше «нагребём», посмотрю, как вам это легко дастся.
Риэлтор не всегда киногерой, который всегда «побеждает» и всегда создает хеппи-энды. Но специалист приложит максимум усилий для положительного решения вопроса своего клиента. Тем более не допустит, чтобы подобные, негативные формулировки не пристали к нему из-за некачественно-проделанной работы.
Существует какая-то тонкая грань между риэлторами: параллельно работают как профессионалы, так и случайные люди. С первыми все понятно. А вторые – не понимают, что они делают и зачем им это надо. Но можно ли утверждать, что все профессионалы-риэлторы – это не зло, а все непрофессионалы-риэлторы – это зло? Разберемся?
Риэлторы – Зло
Рождение легенды про «зло» было не вчера, и кто и каким образом сформировал подобную аксиому не понятно. Скорее всего, начало было взято с аренды. Во вступлении я уже написал о различных ресурсах по этой теме. Там происходит какая-то виртуальная игра «вычисли риэлтора» и не дай ему заработать. А кинуть риэлтора – уже общенациональная игра, как где-то я это прочитал.
В отдельных разговорах с клиентами, кто-то начинает понимать разницу между профи и непрофи. Но негативный стереотип до сих пор не сломлен у некоторой части клиентов и скорее всего этого не произойдет в ближайшее время.
А на киевском рынке есть еще один источник «всех бед» и «нехороших легенд», на который не стану сейчас отвлекаться.
Комиссия большая
Сколько раз я слышал с первых слов разговора, что и кому должны риэлторы. И во сколько клиенты сами оценивают работу риэлтора.
Если клиент хочет получить качественный результат, а не просто «дорого продать» или просто «найти квартиру», то ему, наверное, стоит вспомнить, что бесплатный сыр – только в мышеловке. И еще, скупой платит – дважды.
Не понятно, тем более, по каким критериям у клиента происходит оценка работы риэлтора. И где можно узнать, когда – дорого, а когда – не дорого?
Историй с негативным послевкусием после работы с непрофессионалами, можно написать целый вагон. Не всегда клиенты виноваты, что на таких попадают. Но все-таки есть такая категория клиентов, которая хочет за пару копеек получить самый лучший результат и поэтому тратят время и усилия на поиск низкой цены предоставления услуг.
Навязывание услуг
Если и напрашиваться помочь клиенту, то хотя бы делать в итоге все качественно и в интересах этого же клиента.
Бывает, что забивают под завязку свои базы объектами и должного внимания не выделяют конкретному объекту, конкретного клиента. Недвижимость эта потом зависает по срокам, и в итоге падает по конечной сумме продажи. И из-за таких случаев всех других риэлторов воспринимают аналогично – одинаково предоставляющих некачественные услуги. Все, штамп готов – риэлторы зло.
Против интересов клиента
Если риэлтор идёт против интересов своего клиентов – тогда это конкретное зло. Например, не уведомляя своего клиента, умышленно занижать цену на объект. Работать в только своих интересах, с целью продать объект без учета интереса клиента.
Клиентам следует «на берегу» обсуждать со своим риэлтором, что тот будет делать, какие возможны варианты развития событий, и подготовиться на случай непредвиденных ситуаций со сменой динамики плана работ.
Непонимание сути риэлтерских услуг
Полное непонимание происходит, особенно когда при первом контакте обращается не собственник недвижимости, а третьи лица (секретарь, родственник, друг). То есть, происходит часто какое-то подобие экзекуции, с возможными «танцами» риэлтора перед собственником, чтобы ему понравиться. И, как правило, это заканчивается ничем и каждый остается при своем: клиент – что он прав и его встречные условия по работе самые лучшие и объект самый-самый, а риэлтор-профессионал – что не прогнулся под «бесплатные» или нереальные условия для выполнения задачи по купле-продаже.
Что-то подобное происходит, когда клиенты выписывают целые рулоны контактов и телефонов риэлторов, и начинают всех по очереди обзванивать. Часто останавливают свой выбор на тех, кто предложит самые дешевые и «сладкие», на первый взгляд условия: маленькая комиссия, дополнительные услуги, самая большая цена продажи и другие «сказочные» предложения. После определенного времени, клиенты понимают, насколько этот плод был сладок (это ирония, если что). А кто в итоге расплачивается за все это? Сам клиент.
Еще можно дописать несколько причин возникновения негативной роли риэлтора, но для понимания тенденции «зла» этих вполне уже достаточно.
Кстати, меня в прошлом году удалили из фейсбук-группы «Риэлторы Зло», наверное, за то, что я просто риэлтор. Знаю, что мои коллеги до сих пор тихо там ютятся, пока их не «обнаружили». Но, что руководит администраторами, когда без разбирательства тебя удаляют? Зависть, озлобленность, общее мнение или непонимание, что риэлтор – это не всегда шкуросдиратель?
Еще удивляюсь разного рода интернет-тролям, ботам, что оставляют комментарии, отзывы негативного характера. Правда сталкиваюсь со случаями, когда, в самом деле, клиенты «попадают» на бестолковых посредников и таких искренне жаль. Но когда люди оставляют комментарии, обобщая всех риэлторов, то это выглядит как-то ущербно с их стороны, и кажется, что они вообще на свою жизнь обиженные, а на риэлторах срываются.
Вот в пример несколько взятых скринов из интернета:
Риэлторы – не зло
Кратко опишу, что должно соответствовать работе риэлтору и чему надо придерживаться в своей работе (в случае продажи) по моему мнению:
Главное – риэлтору изначально нужно понимать, что он должен оправдать возложенные на него надежды по решению вопросов, связанных с недвижимостью.
• Предельно ясно объяснять, почему процесс продажи объекта должен стартовать по определенной цене. Для этого должен проводиться качественный сравнительный анализ и создаться стартовая, правильная цена.
• Не работать по взятым заявкам с одного телефонного звонка, а только по договору, и только письменному, а не устному. Клиент должен понимать роль своего риэлтора во всем процессе купли-продажи. Как минимум должна произойти одна встреча между сторонами.
• Быть честным и открытым, рассказывая и проецировая различные сценарии продажи: от оптимистического до пессимистического.
• Предлагать закрыть все возможные нерешенные вопросы по документам до начала продажи, и донести клиенту, что это, прежде всего, выгодно ему самому, а не доделывать документы в процессе.
• Объяснить, какие налоговые нагрузки будут на сделке, а также какие расходы он понесет при купле-продаже недвижимости. А не делать из этого сюрприз для клиента, ставя его в неудобное положение, в самый неподходящий момент.
• Показать, что предпродажная подготовка улучшит шансы на продажу по более выгодным условиям.
• Объяснить, почему работать с одним риэлтором лучше, чем с несколькими.
• Подготовить качественную информацию и контент, презентующий объект (фото, видео, текст и т.д.).
• Максимально уведомить коллег об объекте, чтобы у клиента появились наилучшие условия, а не стараться только самостоятельно работать.
• Вообще, одной из конечных целей у риэлтора, должно быть – получение положительного отзыва от клиента с последующими рекомендациями его услуг. И поэтому сам риэлтор должен будет прикладывать свои усилия, чтобы соответствовать «выбору клиента». Чем он сможет показать и доказать свой профессионализм.
Это основные пункты, изложенные вкратце. Их больше у меня в списке, но думаю что идеального и полного списка, ни у кого нет, тем самым появляется путь к совершенствованию этого списка у риэлтора
Одним из примеров предоставления качественных, риэлторских услуг, являются риэлторы профессионального сообщества Киева (ПСР), работающих по системе партнерских продаж (СПП),
Так риэлторы зло или нет?
Как быть и разобраться, отличить кто – профи, а кто – нет? Что такое «хорошо», что такое «плохо», в случае с риэлторами?
Клиент должен искать профи в любом вопросе. Также как и в случае с выбором парикмахера, он может обратиться и к соседу, дать тому ножницы и машинку, и ожидать хорошей прически. Или доверить первому попавшемуся ремонт своего авто, и рассчитывать, что его машина в итоге будет как новенькая и на ходу.
Так вот я думаю, что риск по такому способу обращения очевиден, лучше – не рисковать, а обращаться к специалистам. Также и с обращением и поиском риэлтора – к выбору надо относиться с полной серьезностью, риэлторы же не семечки продают.
Если даёте возможность для непрофи «пользоваться» собой, то не обижайтесь за некачественные работу в итоге, со стороны посредника.
Ошибкой клиента бывают, его собственные рассказы об обязанностях риэлтора и то, что должен риэлтор делать. Во 1-х где это написано, что должен риэлтор, закон есть или правила какие-то уже? То, что клиенту кто-то сказал ранее или он сам себе придумал, не означает, что так и должно быть. Клиент в таком случае может нанять разнорабочего и гонять его вдоль-поперек.
Клиенту при выборе, могут помочь вопросы: что должен риэлтор, какой план работ у него? За что он должен платить риэлтору? На прямые и четкие вопросы, клиент должен получить четкие и внятные ответы. Например, по такой-то стартовой цене (100тыс) предполагаю создать вот такой спрос (есть несколько покупателей у моих коллег и цена-качество лучше, чем у аналогов), за несколько недель (3-6) закрыть вопрос с купле-продажей.
А нужен ли вам вообще риэлтор? Первое, что должно приходить в голову клиенту. Может, клиент самостоятельно сможет все сделать. Риэлтор не должен ограничиваться только размещением рекламы и объявлений или рассказывать, что он обеспечит юридическую чистоту сделки. Все это – не основная работа риэлтора, она намного разнообразнее и многогранней.
Лучше еще, если выбор риэлтора будет по рекомендациям друзей и близких. Это будет тот специалист, работу которого ранее оценил близкий человек. И уже можно предположить, как он будет работать, и что будет делать по работе с новым объектом.
Всегда ли важен опыт и навыки, тем более для риэлтора? Или человеческие качества, такие как честность, открытость, доверительные отношения, конфиденциальность – изначально важнее?
Не спешите с выводами по риэлторам. Задавайте им больше вопросов. Инвестируйте время на поиск профессионала – оно вам окупиться.
Посмотрите видео про профессионального дирижера, думаю можно провести аналогии с работой риэлтора:
Да, в большинстве своем риэлторы это зло, хотя и не все.
Но вы зря упомянули тут группы типа «аренда жилья. риэлторы зло». Эти группы ничем не хуже, у них круговая порука. Админы одной из таких групп, искусственно создают ажиотаж, и видимость того, что жилье в киеве очень дорогое. Удаляют комментарии участников группы, которые говорят что это завышенная цена, или вообще банят их, чмырят тех, кто выкладывает квартиру на сдачу, по низкой (адекватной) цене. Так как администраторы группы, банально, сами занимаются этим бизнесом. Они сдают жилье, и им надо как то оправдывать свои завышенные цены, иначе они не смогут потом сдать втридорога свою квартиру какому-то наивному товарищу. А когда человек этот скажет что дорого, они ему, «вы мол загляните в группу, посмотрите, везде уже такие цены, очень дорогое нынче жилье». Банальный лохотрон и аферизм.
Антон благодарю за подробное описание. К сожалению, нет уже возможности наблюдать, что происходит в этой группе, из-за удаления.
Надеюсь, другим читателям будет интересно ваше мнение.
Саша добрый вечер. Меня зовут Сергей, я из Бердянска, собираюсь в конце сентября ехать в Киев работать. Вы можете мне помочь найти жильё,комнату, в пределах 2000-3000 тысяч гривень в месяц и сколько будут стоить Ваши услуги? 0507678344.
Сергей здравствуйте! С таким сегментом недвижимости не работаю:(