В последнее время набирает популярность формат антикафе, где посетители платят не за чай-кофе, а за проведенное время. Также, недавно познакомился с форматом антишколы – обучению английскому, нетрадиционным способом. В обиходе и раньше были такие понятия, как антивирус, антиреклама, антициклон и другие «анти», но сегодня появляются всё новые, и не всегда новообразования приравнены к чему-то отрицательному, просто они чем-то отличаются, и тем самым привлекают свое внимание.
И вот мне пришла мысль, а что если появиться такое понятие как антириэлтор, и что оно будет означать? Плохой специалист или другой, не такой как большинство? Если брать город Киев, например. В моем понимании, правильно, если специалистов будут называть риэлторами, а не «правильных» ребят, которые не профессионально предоставляют риэлторские услуги, будут называть антириэлторами. Но сегодня в Киеве, ситуация, вроде как наоборот. Единицы – это профессионалы, а остальные, по моему мнению – нет, случайные люди в профессии и их большинство.
И получается, что уместно сегодня профи называть антириэлторами, то есть, как с теми антикафе и антишколами, они чем-то отличаются от большинства, а в частности – в предоставлении услуг, на качественно профессиональном уровне.
Возможно, подобная ситуация с кадрами, сложилась не только в риэлторской мире, но и в других профессиях. Хотя, какое «возможно», если сам почти ежедневно сталкиваюсь с ситуациями, когда перед тобой предстают некомпетентные работники, консультанты, госслужащие и т.д. Беда-печаль с этими профессионалами и специалистами.
Так, кто правильные, а где неправильные? Кто себя считает «правильным» специалистом? А кого считают «неправильным» сами клиенты? Кого больше, а кого меньше – правильных или неправильных? И в чем существенное их различие, и чем они отличаются? И где тот судья, который «правильность» поделит справедливо, как царь-Соломон младенца?
Отличия «неправильных» риэлторов
Ниже, сугубо мое мнение, и думаю, что многие сталкивались с ситуациями, описанные ниже в списке:
• Работать «бесплатно», и брать комиссию не с собственника, с которым договорился на предоставление услуг, а с покупателя
• Работать без договора (письменного и на эксклюзивных правах)
• Работать наперегонки с коллегами, зная, что объект уже продается или сдается в аренду другими
• Без согласия коллеги (у которого эксклюзивное право на объект), размещать его объект в рекламе
• Считать подписание экса, вершиной своей деятельности, продавая без «правильной стартовой» цены
• Начать работать без оформленных документов на недвижимость (рассчитывая их дооформить по ходу дела)
• Закладывать сверху цены объекта, свою комиссию (т.н. скрытая комиссия)
• Рассказывать клиентам, что фиксированная ставка за предоставленные услуги в виде оплаты, а не % выгоден клиенту
• Риэлтор не может «требовать» оплаты комиссии, только потому, что ему позвонили по квартире (это сродни вымогательству)
• Соглашаться на продажу объекта, по стоимости, которую хочет собственник, без предварительной оценки
Чтобы потом по пришествию времени, констатировать реальность, что цена завышена, и при этом, потеряв время, предлагать свои услуги с более низкой ценой продажи
• Намерено занижать стоимость объекта в рекламе, без уведомления на то клиента
• Преимуществом своих услуг перед другими, ставить базу объектов, юрподержку, финбезопасность, оформление документов и справок
Что не напрямую входит в обязанности риэлтора
• Свои внутренние страхи и риски перекладывать на клиента (боязнь открыто показать рынок и реальные цены, чтобы не упустить клиента)
• При работе рассчитывать на единоразовый заработок, а не на повторное обращение клиента (лояльность), рекомендации и отзывы
• Вешать и размещать объявления в интеренете в виде заманух, пустышек, делая при этом лидогенерацию клиентов
• Пытаться продать, не видя мотивации клиента, с завышенными ожиданиями
• Соглашаться на предложенные методы продажи клиентом, то есть, не иметь своей стратегии
• Работать без доверительных отношений, без прислушивания клиента к советам риэлтора (например, отказ от хоумстежинга, предоплаты на рекламу и т.д.)
• Воспринимать коллег конкурентами, а не партнёрами
• Манипулировать информацией, как по отношению к клиентам, так и к коллегам
• Не предоставлять отчётность по проделанной работе, за определенные периоды времени (неделя, месяц)
• Растягивать по срокам продажу, больше месяца, не предлагая клиенту сделать коррективы в продаже объекта, отталкиваясь от динамики
• Работать в интересах не понятно кого (в большинстве случаев, только себя, а не клиента)
• Брать в работу больше объектов, чем можно одновременно обработать
Это те пункты, которые вспомнил «на скорую руку», вполне возможно что-то еще допишу позже. Ко всему вышенаписанному, у меня создалось впечатление, что существует еще категория антиклиентов, которые имеют такие недостатки:
• Говорить, что другие риэлторы по-другому работают, и при этом меньше берут (процент комиссии)
Как по мне, такие риэлторы больше обещают, чем делают. Иначе бы ко мне не обращались, после сотрудничества с «такими коллегами»
• «Сталкивать лбами» риэлторов, давая свой объект нескольким риэлторам, рассчитывая, что недвижимость будет продана дороже и быстрее
Знаю и уверен, что так думают и поступают наивные и недалекие по уму клиенты
Ладно, этих пару пунктов будет достаточно. Лучше напишу, что клиент должен, прежде всего, понимать и отвечать самому себе на вопрос – зачем ему риэлтор? Перед тем, как искать и обращаться к услугами специалиста.
Проблемы
Что делать клиентам и самим риэлторам (как профи, так и тем, кто пытается предоставлять риэлторские услуги) и есть ли сегодняшняя ситуация проблемой?
• Существует конкуренция за клиента, а не сотрудничество (в большинстве случаев – только на словах партнерство)
Следствие – крысятничество и шакальство среди части риэлторов, жадность или жаба…
• Боязнь остаться без денег и клиентов, заставляет некоторых риэлторов работать не качественно, а по количественному признаку
• Нет общих стандартов и правил для работы риэлторов, и поэтому присутствует не здоровая конкуренция на рынке
• Нет единой площадки, которая объединила бы большинство риэлторов (было множество попыток, и сегодня присутствует несколько общественных структур на проф.основе)
• Агентства изначально учат работать неправильно, и как результат – услуга риэлтора не всегда имеет ценность в глазах клиента
Вывод
Ищите риэлтора! Это если проводить параллели в выражениях, то выражение «ищите женщину» подразумевало раскрытие преступления, а для успешного закрытия вопроса по купле-продаже объекта недвижимости, необходимо найти риэлтора профессионала.
Иначе и дальше будет стереотип этакого антигероя, и выходом соответствующих статей, с такими заголовками: «Третий лишний. Риелторы покидают рынок недвижимости», как пример.
P.S. Хотя, я могу ошибаться по поводу «большинства» и «меньшинства» по другим регионам
Александр! Очень понравилась статья – прямо в глаз! Только “непрофи” не поймут, они считают себя риэлтерами, а не людьми удачно сдавшими документы на регистрацию перехода права на недвижимость! Их аргумент: “ведь получилось же!”Прочитала вашу статью и решила отнести себя к анти-риэлтерам в понимании анти-кафе – оплачивается только комфорт! А в ощущении комфорта заложена вся кропотливая работа настоящего риэлтера! Жду ваших новых интересных мыслей и статей!
Спасибо Ольга! Надеюсь, что это временное явление, и стериотип риэлтора будет, как в некоторных, цивилизованых странах – позитивный
Спасибо за статью согласен на все 100%.
Все конкретно и по сути.
Благодарю за отзыв
Очень понравилась статья! Большое спасибо Александр!
Спасибо Наталья
Александр! У меня вопрос: “Что означает слово хоумстежинг?”
Home staging (Предпродажная подготовка недвижимости) – http://grishko.com.ua/predprodazhnaya-podgotovka-nedvizhimosti
Очень актуальная статья, Александр. Я проголосовал за “меньшинство”, и в последние несколько лет часто с коллегами обсуждаю проблему термина “риелтор”. Не хочу углубляться в юридические аспекты этого термина, но гораздо большая проблема – это тотальная дискредитация слова “риелтор” и самой псевдопрофессии…
Я стараюсь вообще как можно реже употреблять слово “риелтор” вне профессиональной среды.
Спасибо Гоша! Но, мое мнение, что надо не стеснятся, а гордо заявлять, что ты риэлтор и что с твоей помощью, клиенты получат максимум.